31 января 2012 г.

Основные причины формирования привычки курения

Наличие огромного количества людей, которые никогда не курили и не курят, позволяет сделать вывод о том, что табакокурение генетически не заложено в организме человека. Однако, что же тогда заставляет человека начать курить? Психология считает, что отправной точкой начала курения являются социальные и психологические мотивы.
Социальные мотивы – это распространенность и терпимость к курению в обществе, курящие в семье, духовные традиции общества, географическое место проживания, курящие герои кинофильмов, книг (задумался персонаж – курит, чем-то озабочен – просит закурить) и т.д. Психологические мотивы связаны с тем, что человек чувствует себя хорошо и комфортно только в группе. Если в группе курят, то чаще всего, и он будет курить тоже, чтобы не отличаться от других. В любом возрасте от человека подчас требуется особое мужество, чтобы не делать то, что делают все. Этот аспект особенно важен в отношении подростков и молодежи.
Но эти мотивы являются только предпосылкой для образования привычки курения, так как она развивается не сразу.
Из пяти известных чувств в образовании привычки курения вначале участвуют в основном слух и зрение. Многочисленные информационные источники (реклама, печатные издания, информация от друзей и знакомых и т.д.) аккумулируют в сознании человека сведения о табачных изделиях и инициируют появление заинтересованности. Знакомство с табачными изделиями начинается с оценки внешнего вида упаковки, дизайна пачки и сигарет. Если у человека при этом преобладают положительные ощущения, то у него возникает желание попробовать данный продукт. В дальнейшем в акт курения вовлекаются вкус, запах и осязание. Привычка курения появляется после периода времени, в течение которого человек курит ряд сигарет и находит их совпадающими с его сенсорной оценкой, то есть курение не вызывает у него неприятных ощущений.
Процесс образования привычки курения обусловлен физиологическим действием никотина и психологическим действием самого процесса курения. Физиологическая мотивация потребления табачных изделий сводится к тому, что никотин, оседая при вдыхании дыма на воздушных путях легких и альвеол, попадает в кровь и воздействует на рецепторы головного мозга. Последние, в свою очередь, передают информацию центральной нервной системе. Таким образом, никотин, поступая в мозг, приводит в действие определенные, ответственные за удовлетворение реакции, что с течением времени приводит к формированию никотиновой зависимости. При отказе от курения нарушается привычный уровень реакций, что вызывает тягу к сигарете, беспокойство и раздражительность.
Но хорошо известно, что процесс курения – это не только потребление никотина курильщиком. Если бы потребители курительной продукции тратили свои деньги ради дозы никотина, то они уже бы давно пристрастились к каким-либо не курительным препаратам, содержащим никотин. Курение – это еще и наслаждение табачным дымом, его вкусом и ароматом, а так же действие, позволяющее расслабиться и собраться, облегчить общение, создать ауру доверия, проявить свою индивидуальность выбором своей марки сигарет среди множества других.
Таким образом, курение - это физиологическое и психологическое удовольствие, которое мотивируется многими причинами: беззаботное развлечение, награда (завершение работы), убыстряет ход времени (периоды ожидания автоматически вызывают желание курить), помогает находить собеседников (с сигаретой человек не одинок), думать («дымовая завеса» исключает все внешние раздражители), расслабиться (курение ритмично, как музыка). Кроме того, смена марки сигарет приводит к положительному психологическому состоянию «исследователя», постигающего новое, неизведанное, а также удовольствию от обсуждения с коллегами-курильщиками качества и вкуса нового продукта.
Приведенный перечень мотивов побуждающих курить далеко не полный, но и он позволяет объяснить почему, не смотря на различного рода предупреждения и запреты, привычка курить широко распространилась во всем мире.