История сигарет в России 20-го века

Пачка сигарет - это не просто яркая коробочка, это отражение признаков своего времени: моды, национальных традиций, финансового и политического положения, уровня культуры и индивидуальных пристрастий потребителя.
В нашем испытательном центре собрана коллекция табачных изделий, насчитывающая более 6000 экземпляров упаковок папирос и сигарет, производимых в России и за рубежом начиная с 30-х годов прошлого века. Итак, давайте начнем нашу экскурсию
Безусловно, жемчужиной нашей коллекции являются редкие папиросы 30-х годов
«Маски», «Алжир», «Зефир», «Дюшес», «Дюбек»;
«No pasaran“, “Revelation”, “Fjodor”, времен гражданской войны в 1936 г. в Испании;
«Алесандр Пушкин», «Строим!», «Северный полюс», «Стахановские»,
«АМО первый автомобильный завод», «ХХ лет Октября», «Октябрьские ХХII», выпущенные к юбилейным датам;
Папиросы 40-х годов: «ХХХ лет Октября», «Ворошиловский стрелок», «Косово», «Кутузовские»; «Давай закурим»;
Папиросы 50–х годов: «Делегатские», «Фестивальные», «50 лет СССР»; «Курортные», «Эльбрус», «Бахчисарай», «Крым», «Кремль»;
 В коллекции присутствует продукция большинства табачных фабрик Советского Союза, включая все союзные республики.Эта часть коллекции отражает изменения, происходившие в то время в начале выпуск только папирос различного ценового сегмента от дешевых «Прибой», «Север», «Беломорканал» до дорогих «Казбек», «Дюбек», «Любительские», «Герцеговина Флор» и др.
Затем послевоенный выпуск сигарет овальных без фильтра: «Прима», «Астра», «Памир», «Шахтерские», и позднее с 60-годов сигареты в начале с бумажным, а затем с ацетатным с фильтрам: «Новость», «Друг» Победы СССР в космосе отразились в появлении сигарет с фильтром "Лайка", "Космос", "Спутник", "Шестой океан", "Комета", "Ракета", "Орбита".
 Оснащение табачных фабрик новым оборудование позволило фабрикам выпускать сигареты с фильтром в твердой упаковке с использование полиграфии высокого качества. Каждая фабрика выпускала кроме общесоюзных марок «Космос», «Столичные» сигареты своих республиканских марок: «Ереван», «Ахтамар», «Баку», «Иверия», «Колхида», «Абхазия», «Киев», «Лал», «Славутич», «Кишинэу», «Флуераш», «Рига», «Элита», «Таллин», «Леэк», «Вечерние», «Праздничные», «Тройка», «Ява», «Ленинград», «Арктика», «Минск», «Полесье» и т.п. 
 
 В кризисные 90-е годы в основном выпускалась продукция недорогого ценового сегмента – сигареты овальные без фильтра. Дизайн упаковки отражал смятение и тревогу: «Прима ленинская», «Прима сталинская», «Прима СССР», «Прима ностальгия», «Сталинградские», «Ленинградские», «Прима застойная», «Союз» и т. п. Военные локальные конфликты недавних лет отразились в выпуске сигарет: «Комбат», «Армейские», «Калашников», «Десантник», «Командирские», «ВДВ», «Спецназ», «Казачьи», «Патриот», «Победа» и т. п.
 В конце 90-х годов по мере укрепления рыночных отношений и либерализации общества появились сигареты с фильтром, в оформлении которых эксплуатировалась монархическая тематика: «Император», «Демидов», «Петр I» «Посольские», «Премьер», «Купец», «Магнат», «Монарх», «Сенатор», «Князь», «Lord», «Faberge», «Versal», «Leader» и т.п.
 В эти же годы на рынке стали появляться недоступные прежде импортные сигареты "Parliament", "Kent", "Salem", "Pall Mall" в невиданном ранее формате 100 мм.
 
Приватизация и акционирование российских табачных фабрик крупными международными компаниями в середине 90-х и в начале 21 века, отразилось присутствием в продаже мировых брэндов, выпускаемых за рубежом и в России на предприятиях с совместным капиталом: «Marlboro», «Camel», «Kent» , «Winston», «Virginia Slims», «Parliament», «Bond street», «L&M», «Mild Seven», «West» и т. п.
 В процессе укрепления позиций в секторе продукции среднего ценового сегмента появились «золотые» сигареты: «Ява золотая», «Прима золотая», «Космос золотой», «Золотой лист», «Золотое кольцо», «Золотой стандарт», «Gold star», «Gold LD», «Gold line» и т. п.
 Начало XXI века характеризуется резким расширением ассортимента сигарет. Дизайнерское оформление некоторых марок сигарет этого периода может конкурировать с произведениями искусства. Появляются новые марки сигарет, порой не содержащие табака, как, например, сигареты "Таволга".
 Сегодня сигарета это продукт высоких технологий, все большую популярность приобретают тонкие сигареты, сигареты с пониженным содержанием смолы и никотина, а также сигареты премиум-класса.