25 февраля 2012 г.

Анализ качественных показателей современных сигарет

В целях проведения испытаний продукции на соответствие требованиям технического регламента, инспекционного контроля и сертификации в ИЦ ГНУ ВНИИТТИ Россельхозакадемии было исследовано 977 образцов сигарет, произведенных табачными фабриками России, из них 927 образцов – сигареты с фильтром, 45 образцов – сигареты без фильтра, 5 образцов папирос. Анализ имеющихся данных показывает, что в настоящее время табачные производители расширяют ассортимент курительных изделий как за счет создания новых марок сигарет, так и расширения линеек торговых марок, уже нашедших своих потребителей.
Ассортимент выпускаемой продукции значительно увеличился за счет выпуска тонких сигарет (slims и superslims) различной длины. Интересно отметить тот факт, что первоначально тонкие сигареты преимущественно курили женщины, тогда как сегодня нередко их можно увидеть и у курящих мужчин. Специально для них производители создали тонкие сигареты на основе традиционно «мужских» брендов,
таких как «Marlboro», «Kent», «Parliament» и др. Количество образцов сигарет slims и superslims, поступивших на испытания, в общей сложности составило 29,6 % от количества проанализированных образцов с фильтром.
Расширение ассортимента продукции также произошло за счет выпуска версий сигарет с ментолом - 34 образца (3,7% от сигарет с фильтром), из которых 25 образцов изготовлено в формате slims и superslims. Конечно, сигареты с ментолом составляют небольшую долю в общем объеме выпускаемой табачной продукции, однако имеют своих постоянных потребителей (в основном женщин), которых привлекает приятный аромат и ощущение свежести в послевкусии.
При производстве сигарет чаще стали использовать угольные фильтры. Общее количество проанализированных сигарет с комбинированными и угольными фильтрами составило 22,8% от сигарет с фильтром. Подавляющее большинство марок сигарет выпускается с вентилируемыми фильтрами. В течение 2010 года, в зависимости от программы испытаний, степень вентиляции была определена в 709 образцах, что составило 76,5% от количества сигарет с фильтром.
Постоянное снижение поступления сигарет без фильтра (4,6%) и папирос (0,5%) свидетельствует о сокращении выпуска продукции данных видов и ориентации производителей на продукцию среднего и высокого ценовых сегментов, имеющих фильтры. Снижение потребления сигарет без фильтра и папирос предопределило изменение психологии курильщика, в которой важную роль играют возраст потребителя, престижность марки, вкусовые предпочтения, забота о здоровье.
Для изготовления сигарет без фильтра преимущественно используется сигаретная бумага воздухопроницаемостью 30 ед.CU. Если раньше сигареты без фильтра изготавливали длиной 69-70мм, то в настоящее время этот показатель варьируется от 66 до 70мм. Масса сигарет также снизилась. Причинами этих изменений послужили, главным образом, необходимость производителей изготавливать продукцию, соответствующую требованиям по содержанию смолы и никотина в табачном дыме, а также вопросы экономической целесообразности работы табачных фабрик.
Объемы продаж и, соответственно, объемы производства сигарет с фильтром являются максимальными. Для исследований на соответствие показателям безопасности табачного дыма в ИЦ поступило 94,9 % образцов сигарет с фильтром, причем наибольшее количество образцов содержали никотин в табачном дыме от 0,2 до 0,7 мг/сигарету, а наименьшее - до 0,2 мг/сигарету и свыше 0,85 мг/сигарету. Таким образом, самыми востребованными на рынке являются сигареты с небольшим содержанием никотина, которые ранее по международной классификации позиционировались как «суперлегкие» и «легкие». Такая тенденция объясняется изменением приоритетов и вкусов курильщиков, а также результатом влияния информации о вреде курения. Воздухопроницаемость сигаретной бумаги в сигаретах с фильтром варьирует в основном от 4 до 100 ед.CU., однако ряд предприятий для снижения содержания смолы и никотина в табачном дыме применяли сигаретную бумагу воздухопроницаемостью свыше 100 ед.CU.
Снижению содержания токсических веществ в табачном дыме способствовали не только вентилируемые фильтры с различными характеристиками, но и конструктивные особенности самой сигареты. Производство тонких сигарет (slims и superslims) позволило значительно уменьшить диаметр сигарет, и, соответственно, массу табака-нетто. Благодаря этому не только снижается содержание смолы, никотина и монооксида углерода, но и улучшается сбалансированность этих показателей. Анализ результатов сравнительной характеристики средневзвешенных показателей тонких сигарет и обычного формата показывает, что сигареты с фильтром обычного формата при прокуривании продуцируют больше никотина, смолы и монооксида углерода, чем тонкие сигареты и имеют большую величину отношений смола/никотин и СО/никотин. Прослеживается четкая взаимосвязь между содержанием никотина, смолы, монооксидом углерода в табачном дыме и физическими параметрами сигарет.
Анализ результатов исследований образцов курительных изделий, поступивших в Испытательный Центр, позволяет сделать следующие выводы:
· ассортимент курительных изделий значительно расширился за счет выпуска тонких сигарет различной длины;
· при изготовлении сигарет чаще используют комбинированные и угольные фильтры; подавляющее большинство марок сигарет выпускается с вентилируемыми фильтрами;
· увеличивается производство сигарет с фильтром среднего и высокого ценового сегментов; сокращается производство сигарет без фильтра и папирос;
· наибольшее предпочтение курильщики отдают сигаретам с содержанием никотина в дыме 0,2 - 0,7 мг/сигарету.